Источник
27.08.2014, Cимволы и их значения
Источники известны во многих культурах как священные места, частично в связи с представлением о том, что оплодотворяющая влага падает не только с неба в виде дождя, но может быть подарена из земли подземными божествами как «вода глубин». Речь идет прежде всего о горячих или теплых источниках, термальные воды которых обладают целебными свойствами за счет содержащихся в них минералов. В таких местах всегда почитались нимфы источников и другие сверхъестественные существа, часто в связи с культом богов исцеления и очищения. При этом на переднем плане находятся женские образы, иногда изображенные трехкратно. Они связываются с плодовитостью, потомством и браком. Это явление было характерно для греков, римлян (праздник источников фонтиналия), кельтов и германцев. В Китае и Японии у источников часто стояли маленькие святилища. Китайское название источника «Хюань» состоит из двух понятий — «чистый» и «вода» — и имеет родственный корень с понятием «исток».
Библия упоминает четыре потока рая (реки), исходящих из одного приносящего благословение источника. Он становится символом вечной жизни и возрождения. В Апокалипсисе противопоставлением конца света является «небесный Иерусалим» — источник жизни в восстановленном раю.
В иконографии, где ветхозаветное действо воспринимается как пример жизни Иисуса, открытие источника Моисеем в пустыне становится символом раны в боку распятого Христа, кровь которого приносит избавление человечеству, а также олицетворяет воду крещения. На картине Ван Эйка «Гентский алтарь» изображен небесный источник, который делится на семь рек в соответствии с семью дарами Святого духа.
Разнообразные толкования символов «чудесных источников» содержатся в средневековом собрании новелл «Геста романорум» («GestaRomanorum», ок. 1300); например, там идет речь об источнике на Сицилии, который делает стерильных женщин плодовитыми, и о другом, который у плодовитых вызывает стерильность. «Вывод: у первого источника мы должны думать о Христе, который бесплодного человека — грешника — делает плодовитым на осуществление деяний милосердия. Другой источник — дьявол, который работает против этого и часто хорошего человека приводит к плохому концу... В Эпире есть источник, который гасит горящий факел и зажигает погасший. Вывод: так Христос гасит горящие факелы, т.е. мудрецов этого мира, и погасших, т.е. бедных, которые погашены миром, он зажигает». В символике снов источник, расположенный вблизи дерева, интерпретируется как однозначно позитивный символ «живой воды». «Где дерево и источник шумят во сне, тогда видящий сон человек находится рядом с надежной жизнью, — это источник молодости» (Э. Аеппли).
Библия упоминает четыре потока рая (реки), исходящих из одного приносящего благословение источника. Он становится символом вечной жизни и возрождения. В Апокалипсисе противопоставлением конца света является «небесный Иерусалим» — источник жизни в восстановленном раю.
В иконографии, где ветхозаветное действо воспринимается как пример жизни Иисуса, открытие источника Моисеем в пустыне становится символом раны в боку распятого Христа, кровь которого приносит избавление человечеству, а также олицетворяет воду крещения. На картине Ван Эйка «Гентский алтарь» изображен небесный источник, который делится на семь рек в соответствии с семью дарами Святого духа.
Разнообразные толкования символов «чудесных источников» содержатся в средневековом собрании новелл «Геста романорум» («GestaRomanorum», ок. 1300); например, там идет речь об источнике на Сицилии, который делает стерильных женщин плодовитыми, и о другом, который у плодовитых вызывает стерильность. «Вывод: у первого источника мы должны думать о Христе, который бесплодного человека — грешника — делает плодовитым на осуществление деяний милосердия. Другой источник — дьявол, который работает против этого и часто хорошего человека приводит к плохому концу... В Эпире есть источник, который гасит горящий факел и зажигает погасший. Вывод: так Христос гасит горящие факелы, т.е. мудрецов этого мира, и погасших, т.е. бедных, которые погашены миром, он зажигает». В символике снов источник, расположенный вблизи дерева, интерпретируется как однозначно позитивный символ «живой воды». «Где дерево и источник шумят во сне, тогда видящий сон человек находится рядом с надежной жизнью, — это источник молодости» (Э. Аеппли).
Похожие посты:
Водяные существа сверхъестественного характера символизируют, еще в большей степени, чем рыбы (в свою очередь, часто имеющие фантастический облик), оживленность влажного элемента, который связывается
подробнее
Комментарии к посту
Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.