Жаба
15.08.2014, Cимволы и их значения
Жабы в качестве символических животных занимают преимущественно негативные позиции. Из-за их малоприятного внешнего вида и едких кожных выделений они часто считались демоническими существами и необходимой принадлежностью ведьминского хозяйства. Полагали также, что их якобы использовали в качестве кушанья на шабашах ведьм, а в аду они мучили грешников.
В Древнем Китае трехногая жаба была символом Луны, причем считали, что во время затмений она ее (Луну) проглатывает. Из-за скрытного образа жизни и любви к сырости ее всегда связывали с лунарным миром, в Китае — с принципом Инь.
В Европе начиная с античных времен жаба, с одной стороны, была презираемым животным, «полным злого волшебства», а с другой — символом матки, и при женских болезнях фигурки жаб часто приносили в места паломничества с просьбой об избавлении от страдания или в благодарность за выздоровление. В народных сказаниях «грешная жаба» выступает как олицетворение нашедших спасение «бедных душ».
Человек, не выполнивший при жизни клятвенное обещание или обет, должен был после смерти в образе этого презренного животного исполнить его. Он получал право вознестись на небо только в том случае, если, например, ему удавалось ползком добраться до алтаря церкви. В других народных преданиях жаба выступает олицетворением оберегающих домовых, о которых надо заботиться, чтобы в благодарность за это они принесли в дом счастье. Нередко в сказках им отводится также роль хранительниц кладов.
В мире алхимических образов жаба является символом водно-земной части первородной материи, нуждающейся в очищении, которая должна быть соединена с чем-либо летучим («жаба как символ земли, соединенная с орлом», представлена на изображениях в виде крылатой жабы). Странная символика лежит в основе алхимической аллегории жабы, которую сажают на грудь женщины. Объяснение этому дается в тексте гравюры на меди в книге эмблем «Аталанта фугиенс» («Atalanta fugiens», 1618): «Посади жабу женщине на грудь, и пусть она сосет, и когда женщина умрет, жаба от молока станет очень большой». Это отталкивающее изображение связано с описанием одного (псевдо)химического процесса, при котором находящаяся на пути к камню мудрецов первородная материя должна быть пропитана « молоком девственницы» (философским молоком, соком Луны). «Ребенок», который якобы должен созреть, будет — как говорится в комментариях— вскормлен своей матерью, которая при этом погибнет: процесс, называемый «аблактатид» («ablactatio» — отнятие от груди). Как видно из вышесказанного, алхимическая символика практически не поддается рациональной расшифровке.
В Древней Мексике жаба часто изображалась в виде обитающего в земле и зарывающегося в землю животного. Ядовитые выделения желез, находящихся на коже жабы, якобы можно было употреблять в качестве средств, влияющих на сознание человека.
Нередко жаба, а также и лягушка, из-за ее необычных превращений связывалась с комплексом идей о воскресении и возрождении, что с большой вероятностью доказывают доисторические наскальные изображения фигур, напоминающих головастиков.
В Древнем Китае трехногая жаба была символом Луны, причем считали, что во время затмений она ее (Луну) проглатывает. Из-за скрытного образа жизни и любви к сырости ее всегда связывали с лунарным миром, в Китае — с принципом Инь.
В Европе начиная с античных времен жаба, с одной стороны, была презираемым животным, «полным злого волшебства», а с другой — символом матки, и при женских болезнях фигурки жаб часто приносили в места паломничества с просьбой об избавлении от страдания или в благодарность за выздоровление. В народных сказаниях «грешная жаба» выступает как олицетворение нашедших спасение «бедных душ».
Человек, не выполнивший при жизни клятвенное обещание или обет, должен был после смерти в образе этого презренного животного исполнить его. Он получал право вознестись на небо только в том случае, если, например, ему удавалось ползком добраться до алтаря церкви. В других народных преданиях жаба выступает олицетворением оберегающих домовых, о которых надо заботиться, чтобы в благодарность за это они принесли в дом счастье. Нередко в сказках им отводится также роль хранительниц кладов.
В мире алхимических образов жаба является символом водно-земной части первородной материи, нуждающейся в очищении, которая должна быть соединена с чем-либо летучим («жаба как символ земли, соединенная с орлом», представлена на изображениях в виде крылатой жабы). Странная символика лежит в основе алхимической аллегории жабы, которую сажают на грудь женщины. Объяснение этому дается в тексте гравюры на меди в книге эмблем «Аталанта фугиенс» («Atalanta fugiens», 1618): «Посади жабу женщине на грудь, и пусть она сосет, и когда женщина умрет, жаба от молока станет очень большой». Это отталкивающее изображение связано с описанием одного (псевдо)химического процесса, при котором находящаяся на пути к камню мудрецов первородная материя должна быть пропитана « молоком девственницы» (философским молоком, соком Луны). «Ребенок», который якобы должен созреть, будет — как говорится в комментариях— вскормлен своей матерью, которая при этом погибнет: процесс, называемый «аблактатид» («ablactatio» — отнятие от груди). Как видно из вышесказанного, алхимическая символика практически не поддается рациональной расшифровке.
В Древней Мексике жаба часто изображалась в виде обитающего в земле и зарывающегося в землю животного. Ядовитые выделения желез, находящихся на коже жабы, якобы можно было употреблять в качестве средств, влияющих на сознание человека.
Нередко жаба, а также и лягушка, из-за ее необычных превращений связывалась с комплексом идей о воскресении и возрождении, что с большой вероятностью доказывают доисторические наскальные изображения фигур, напоминающих головастиков.
Похожие посты:
Комментарии к посту
Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.