Дракон
14.08.2014, Cимволы и их значения
Драконы дают в мире образов многих народов важный основополагающий материал огромной символической силы. Повсеместно они изображаются в виде рептилий, напоминающих крылатых крокодилов или гигантских змей. Поэтому ссылка на когда-то существовавшего в реальности «дракона» — динозавра мезозойской эры — вначале может показаться некорректной, поскольку эти животные никогда не были современниками человека, который ступил на Землю лишь спустя 100 миллионов лет после того, как они вымерли. Теория исследователя Э. Дака основывается на древнейшем воспоминании, уходящем своими корнями, минуя собственно мир человека, в глубинные слои прошлого, в котором якобы законсервировался образ динозавра. В мифах о сотворении мира драконами являются чаще всего жестокие первобытные существа, сокрушить которых способны лишь боги. Позже роль сокрушителей драконов принимают на себя герои и родоначальники дворянских родов (покорение необузданного мира природы стоящим на более высокой ступени духовного развития человеком). Победить драконоподобное существо в сказках и преданиях было проверочным заданием героя, который, сделав это, находил клад или освобождал плененную царскую дочь. В этом смысле дракон является символом дикой звериной ярости, усмирить которую должна была дисциплинированная сила. Христианская символика видит в драконе олицетворение дьявольского или сатанинского Люцифера, которого низвергает архангел Михаил в геенну огненную. Поэтому драконы часто связаны с огнем и изображаются огнедышащими, если они не представляются в целом как исчадия преждевременно наступившего хаоса, который может быть уничтожен только посредством укрощенной духовной и физической силы.
В отличие от такого западного восприятия, в Восточной Азии дракон воспринимается чаще всего как символ счастья, который якобы может породить напиток бессмертия. Он представляет собой первичную сущность всего Ян (Инь и Ян) китайской системы мира, то есть сотворение, плодотворность и активность, и часто становится таким образом украшательным мотивом с отвергающей демонические силы функцией. Во многих преданиях и сказках драконы играют доминирующую роль, а в изобразительном искусстве и художественном ремесле они являются основным мотивом. Число драконов на парчовых одеяниях настоятелей духовных орденов Древнего Китая было строго регламентированным, а девять драконов указывало на принадлежность одежды царской особе. Со времени династии Хан (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) голубовато-зеленый дракон (лун) считается символом царской власти, как святой Заступник (патрон) пятого знака китайского Зодиака и как символ Востока, восхода Солнца и весеннего дождя; и, напротив, белый дракон управляет Западом и смертью, зимой. Согласно народной традиции, драконы живут под землей, однако во второй месяц они выходят оттуда и вызывают при этом гром и первые дожди. На второй день второго месяца повсеместно устраиваются празднества Дракона с фейерверками. В декоративном искусстве часто изображаются два дракона, играющие с жемчужиной (громовым шариком), тем самым они вызывают животворный дождь. И в Японии дракон олицетворяет бога дождя, поэтому бронзовые драконы служат часто в областях, где имеются храмы, водяными желобами от колодцев. Напротив, в Африке и в Новом Свете не проявляется четко выраженной символики, связанной с драконами. В Древней Мексике была весьма распространена символика мифических змей и аллигатора.
В отличие от такого западного восприятия, в Восточной Азии дракон воспринимается чаще всего как символ счастья, который якобы может породить напиток бессмертия. Он представляет собой первичную сущность всего Ян (Инь и Ян) китайской системы мира, то есть сотворение, плодотворность и активность, и часто становится таким образом украшательным мотивом с отвергающей демонические силы функцией. Во многих преданиях и сказках драконы играют доминирующую роль, а в изобразительном искусстве и художественном ремесле они являются основным мотивом. Число драконов на парчовых одеяниях настоятелей духовных орденов Древнего Китая было строго регламентированным, а девять драконов указывало на принадлежность одежды царской особе. Со времени династии Хан (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) голубовато-зеленый дракон (лун) считается символом царской власти, как святой Заступник (патрон) пятого знака китайского Зодиака и как символ Востока, восхода Солнца и весеннего дождя; и, напротив, белый дракон управляет Западом и смертью, зимой. Согласно народной традиции, драконы живут под землей, однако во второй месяц они выходят оттуда и вызывают при этом гром и первые дожди. На второй день второго месяца повсеместно устраиваются празднества Дракона с фейерверками. В декоративном искусстве часто изображаются два дракона, играющие с жемчужиной (громовым шариком), тем самым они вызывают животворный дождь. И в Японии дракон олицетворяет бога дождя, поэтому бронзовые драконы служат часто в областях, где имеются храмы, водяными желобами от колодцев. Напротив, в Африке и в Новом Свете не проявляется четко выраженной символики, связанной с драконами. В Древней Мексике была весьма распространена символика мифических змей и аллигатора.
Похожие посты:
Комментарии к посту
Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.