Черный цвет

Черный как цвет, обладающий символической оценкой абсолютного, что позволяет сравнение с его противоположностью белым цветом, в глубинной психологии является цветом «полной неосознанности, погружения во тьму, в печаль, во мрак. В Европе черный цвет имеет негативное значение... Черный человек, мрачный дом, темная змея — все это мрачные вещи с малой надеждой» (например, во сне; Аеппли). Хтоническим (подземным) божествам приносились в жертву угольно-черные животные, и подобно им в новое время дьяволу или демонам жертвуют черного петуха или козла. На черных скакунах мчится вдаль «дикая охота», и сам дьявол чаще изображается черным, чем красным.
Сатанинские ритуалы глумления над Богом называются «черными мессами».
Трубочист кажется вначале тоже сомнительным и дьявольским, но превращается в противоположность и делается символом счастья. В Средние века на чернокожих людей, негров, вначале смотрели с большим подозрением, вследствие чего для смягчения предубеждения против части света Африки и его жителей один из «трех святых королей» изображался в этом виде. Черный цвет является также отрицанием земного тщеславия и пышности, поэтому цвет ряс священников и, исходя из этого, символический цвет консервативных (ориентированных на церковь) партий черный. Черный цвет траура и утраты одновременно является обещанием будущего воскресения, в течение которого цвет меняется к серому, затем становится белым. В алхимии чернение (нигредо), превращающейся в философский камень первичной материи, является условием будущего подъема.
Но часто черный является цветом вызывающих страх богов (Махакала, «великий черный», в индийской мифологии). В древнекитайской картине мироздания он ассоциируется с элементом водой и севером. Великий император Ши Хаун-ти, который сменил династию Хоу (имевшую в качестве символа красный цвет), выбрал черный (цвет чести, смерти) своим символическим цветом, так как «вода гасит огонь». Загадочной кажется символика широко распространенных в Европе мест паломничества «черных мадонн» (Ченстохов, Шартр, Таррагона, Монсеррат, Гваделупа и пр.). Возможно, изначальные корни их культа на Востоке и связаны с темным аспектом дохристианской богини-матери, может быть, с одной из форм явления богини темной луны Гекаты. Образ напоминает о черной богине Кали индуистского пантеона богов, но воспринимается не как вызывающий страх, а кажется связанным с областью плодородия. Темным женским образом в культе является также черная Сарах (Сарах-ла-Кали), святая покровительница цыган в месте паломничества Ле Сент Мари де ла Мер на юге Франции, где почитается триада Марий (Мария Jacobaea, сестра матери Христа; Мария Саломе (Salome) и Мария Магдалена), которая после своего бегства из Святой земли прибыла в Прованс. Вероятно, за «черной Сарах», праздник которой отмечается 24 мая, скрывается одна из кажущихся архаичными «черных мадонн».
Похожие посты:
Коричневый не является основным цветом и не играет существенной роли в цветовой символике. И все же — это цвет глинистой земли, который лишь в Древнем Китае заменяется на желтый цвет (лёсс) как
подробнее
Белый цвет понимается либо «как отсутствие цвета», либо как совершенное соединение всех цветов спектра света, либо как символ нетронутой и неомраченной невинности доисторического рая или либо как
подробнее
Красный цвет по сравнению с другими цветами называется чаще всего, если испытуемому предлагается назвать свой любимый цвет. Он сопровождал человека на его пути с древнейших времен в виде окиси железа
подробнее
Желтый цвет в древнекитайской символике был окраской прорастающей земли и вместе с тем символом «середины». Цвет золота многократно назывался «желтым», боги часто изображались с помощью желтой
подробнее
Комментарии к посту
Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.