Камнепад
31.07.2016, Мудрые притчи / Притчи со смыслом
В предрассветный час два человека сидели на вершине скалы, обратив свои лица на восток, где розовеющие облака предвещали скорый восход Солнца.
— Ты хочешь о чём-то спросить, ученик? — произнёс Учитель, полузакрыв глаза, наслаждаясь ласковым дуновением утреннего ветра. — Я чувствую, что ты не можешь полностью отдаться созерцанию. Что-то беспокоит тебя.
— Да, Мастер, — ответил удивлённый ученик, — у меня действительно есть вопрос. Вчера я повздорил с братом моего соседа, а он в отместку поджёг мои посевы пшеницы. Это удивило меня, Учитель, поскольку несколько лет назад я спас его младшего племянника, когда тот тонул в реке. Скажи мне, разве это справедливо, когда люди платят злом за добро?
— Во-первых, — ответил старец, — ты очень смело пользуешься словами «добро» и «зло». Никто не знает, сделал ли ты доброе дело, и совершил ли злодейство брат твоего соседа.
— Неужели это не очевидно? – поразился ученик.
— Это очевидно для тебя — для отца спасённого мальчика, для твоей семьи, оставшейся без хлеба, но это совершенно не очевидно для Вселенной. Представь, что мальчик, которому ты не дал утонуть, в четырнадцать лет сходит с ума и становится чудовищем, убивающим людей ради забавы. А человек, который сжёг твои посевы, вместе с хлебом уничтожил и личинок саранчи. Не сделай он этого, саранча размножилась бы и пожрала все посевы не только в твоей деревне, но и во всей провинции, и сотни тысяч человек умерли бы от голода. Где теперь добро, а где зло?
— Ты прав, Учитель, — ученик задумчиво потёр рукой лоб, — добро и зло не может быть правильно оценено нами, поскольку мы не знаем всего того, что могло бы быть и того, чего не произошло.
Мастер одобрительно кивнул, выслушав ученика, и продолжил:
— А вторая твоя ошибка заключается в том, что ты говоришь о справедливости. Справедливости нет, но есть равновесие. Смотри!
Улыбнувшись удивлению, написанному на лице ученика, старец взял камень и кинул его вниз. Камень ударился о другой камень, тот покатился, задел ещё несколько камней. Через секунду по склону грохотал камнепад. Дождавшись, когда последние камни упадут вниз и наступит прежняя тишина, Учитель продолжил:
— До того, как ты совершил что-то — не важно, доброе или злое — вселенная находилась в покое. То есть количество добра было уравновешено равным количеством зла. Но ты бросил камень, который вызвал камнепад событий — добрых и злых. Баланс нарушился. Чего-то стало больше, а чего-то меньше. Чтобы возродилось равновесие, должно увеличиться то, чего не хватает здесь и сейчас. Если в мире становится слишком много добра, то на другой чаше весов обязательно появится необходимое количество зла. И наоборот. Поэтому ты получаешь обратно не то, что заслуживаешь, а то, что нужно вселенной для того, чтобы прекратился камнепад и опять наступил покой.
Учитель полностью закрыл глаза и, подставив лицо первым лучам Солнца, закончил:
— Именно поэтому мудрый муж не действует, а созерцает. Но это удел немногих. Мало кто может быть тем камнем, который сумеет удержаться на месте во время камнепада.
— Ты хочешь о чём-то спросить, ученик? — произнёс Учитель, полузакрыв глаза, наслаждаясь ласковым дуновением утреннего ветра. — Я чувствую, что ты не можешь полностью отдаться созерцанию. Что-то беспокоит тебя.
— Да, Мастер, — ответил удивлённый ученик, — у меня действительно есть вопрос. Вчера я повздорил с братом моего соседа, а он в отместку поджёг мои посевы пшеницы. Это удивило меня, Учитель, поскольку несколько лет назад я спас его младшего племянника, когда тот тонул в реке. Скажи мне, разве это справедливо, когда люди платят злом за добро?
— Во-первых, — ответил старец, — ты очень смело пользуешься словами «добро» и «зло». Никто не знает, сделал ли ты доброе дело, и совершил ли злодейство брат твоего соседа.
— Неужели это не очевидно? – поразился ученик.
— Это очевидно для тебя — для отца спасённого мальчика, для твоей семьи, оставшейся без хлеба, но это совершенно не очевидно для Вселенной. Представь, что мальчик, которому ты не дал утонуть, в четырнадцать лет сходит с ума и становится чудовищем, убивающим людей ради забавы. А человек, который сжёг твои посевы, вместе с хлебом уничтожил и личинок саранчи. Не сделай он этого, саранча размножилась бы и пожрала все посевы не только в твоей деревне, но и во всей провинции, и сотни тысяч человек умерли бы от голода. Где теперь добро, а где зло?
— Ты прав, Учитель, — ученик задумчиво потёр рукой лоб, — добро и зло не может быть правильно оценено нами, поскольку мы не знаем всего того, что могло бы быть и того, чего не произошло.
Мастер одобрительно кивнул, выслушав ученика, и продолжил:
— А вторая твоя ошибка заключается в том, что ты говоришь о справедливости. Справедливости нет, но есть равновесие. Смотри!
Улыбнувшись удивлению, написанному на лице ученика, старец взял камень и кинул его вниз. Камень ударился о другой камень, тот покатился, задел ещё несколько камней. Через секунду по склону грохотал камнепад. Дождавшись, когда последние камни упадут вниз и наступит прежняя тишина, Учитель продолжил:
— До того, как ты совершил что-то — не важно, доброе или злое — вселенная находилась в покое. То есть количество добра было уравновешено равным количеством зла. Но ты бросил камень, который вызвал камнепад событий — добрых и злых. Баланс нарушился. Чего-то стало больше, а чего-то меньше. Чтобы возродилось равновесие, должно увеличиться то, чего не хватает здесь и сейчас. Если в мире становится слишком много добра, то на другой чаше весов обязательно появится необходимое количество зла. И наоборот. Поэтому ты получаешь обратно не то, что заслуживаешь, а то, что нужно вселенной для того, чтобы прекратился камнепад и опять наступил покой.
Учитель полностью закрыл глаза и, подставив лицо первым лучам Солнца, закончил:
— Именно поэтому мудрый муж не действует, а созерцает. Но это удел немногих. Мало кто может быть тем камнем, который сумеет удержаться на месте во время камнепада.
Похожие посты:
Комментарии к посту
Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.