Два короля
31.10.2016, Мудрые притчи / Притчи о работе
Деловая притча от Сергея Занина
В давно прошедшие времена жили по соседству Богатый Король и Бедный Король. Первый правил могучим и сильным государством, а другому досталась страна слабая и малонаселённая.
Так уж устроено, что сильная держава хочет стать ещё сильнее. Самый простой способ достичь этой цели — захватить земли слабого соседа. И в ожидании подходящего повода для войны Богатый Король собирал огромную армию из своих подданных и наёмных иноземцев. Понимая, что сегодняшняя щедрость — это завтрашняя победа, он платил солдатам такое хорошее жалованье, что вербовщики с трудом справлялись с наплывом рекрутов.
А у Бедного Короля было хотя и храброе, но слишком маленькое войско. Он не мог увеличить его за счёт наёмников, денег в казне едва хватало на своих. И сам король, и военачальники, и солдаты знали, что их ждёт неминуемое поражение. Как можно было устоять против армии, в которой рядовой получал жалованье капитана?
Так и не придумав предлога для нападения, Богатый Король решил обойтись без предлога. И вот под барабанный бой и грохот бесчисленных пушек неприятельское войско вторглось в чужие пределы. Как и следовало ожидать, армия Бедного Короля отступала.
В поисках выхода из отчаянного положения король обратился к знаменитому Советнику. Однако тот запросил за свои услуги такую плату, что на эти деньги можно было снарядить целый полк!
Пока Бедный Король колебался и раздумывал, враги захватили уже половину его державы. Пришлось соглашаться на условия Советника. Он незамедлительно прибыл в столицу и сразу же объявил королю:
— Не тревожьтесь, Ваше величество, я обещаю, что победа будет за вами!
— О какой победе вы говорите? — печально сказал Бедный Король. — Мы разбиты уже в трёх сражениях, в казне давно пусто, мои солдаты не получают денег, они раздеты и голодают. Я лишь жду, когда им всё это надоест и они начнут разбегаться.
— Никогда ещё деньги не делали человека храбрецом, никто не совершал подвига по той причине, что перед боем ему выдали жалованье! — горячо воскликнул Советник. — Если нет возможности платить деньгами — платите славой, почестями, наградами и чинами! Заплатите милостивым словом, прилюдной похвалой, дружеским похлопыванием по плечу, привилегией сидеть в вашем присутствии, личной аудиенцией, громким признанием заслуг и доблестей! Всё это стоит намного дешевле и ценится намного выше кошелька, который получает солдат, отстояв длинную очередь к равнодушному казначею.
Мы противопоставим вражеским деньгам боевой дух ваших воинов!
И очень скоро события доказали правоту Советника.
Враги осадили важную крепость. Она преграждала путь во внутренние части страны, поэтому её сдача была равносильна окончательному поражению в войне. Однако силы осаждающих были так велики, что гарнизон сопротивлялся только для того, чтобы выторговать более почётные условия капитуляции.
Но в самый критический момент в крепость пробрался гонец с указом Бедного Короля. Согласно указу, каждый защитник крепости награждался Большой Звездой с Крестом, рядовым солдатам даровалось личное дворянство, а командиру гарнизона гонец вручил генеральские эполеты и перстень с руки государя.
— Ура нашему королю! — закричали воспрянувшие духом солдаты и поклялись не сдаваться ни при каких обстоятельствах. Они стойко отражали натиск за натиском, а между штурмами вели приятные разговоры о том, что теперь к их жёнам положено обращаться, добавляя слово «миледи», и как в родной деревне все умрут от зависти, узнав, что их сосед и приятель — теперь дворянин и обладатель самого высшего ордена в государстве.
А тут начались осенние дожди, дороги развезло, из-за чего казначеи больше месяца не могли привезти жалованье в лагерь осаждающих. Вражеские солдаты роптали: «Как воевать с безумцами, которые не боятся смерти? Нас всех перебьют в этих бессмысленных штурмах!»
И однажды утром защитники с радостным изумлением обнаружили, что неприятель снял осаду. Эта первая победа подняла настроение в армии Бедного Короля, чего нельзя сказать о противнике.
— Солдат воодушевляется, когда видит, что король разделяет с ним риски и тяготы походной жизни, — говорил Советник. — Ваше величество, вам пора выехать на передовые позиции, тем более что сейчас там затишье.
Под восторженные крики солдат Бедный Король дважды объехал свои войска. В сияющих доспехах, на великолепном коне, король казался воплощением бога войны. Он вручил награды и собрался возвратиться в столицу, но Советник остановил его:
— Ваше величество, прежде подойдите к костру и попробуйте похлёбки из солдатского котелка.
— Но разве это можно есть? — удивлённо поднял брови король.
— Прошу вас, хотя бы одну ложку. Не ради меня, ради грядущей победы!
И мужественный поступок короля был тут же вознаграждён. Сбежавшиеся отовсюду солдаты с умилением смотрели, как государь ест из закопчённого котелка, и говорили друг другу, что с таким королём они готовы идти в огонь и в воду.
И дело не ограничивалось разговорами. Продвижение врага замедлилось, неприятельские войска всё чаще терпели неудачи, инициатива постепенно переходила к армии Бедного Короля.
Советник трудился день и ночь, придумывая новые отличия, знаки, ордена, медали, знамёна, нашивки, шевроны, канты и ранты, а также разнообразные церемонии награждения — перед сражением, после сражения и непосредственно во время сражения. В этом случае покрытого пылью и ранами солдата подводили к королю, стоящему на холме в окружении прославленных генералов, и король прижимал счастливца к своей монаршей груди. После чего он снимал с себя орденскую ленту и опоясывал ею героя.
Желая заслужить такую честь, солдаты в разгар сражения снимали шлемы или поднимали забрала, чтобы государь мог издалека увидеть их лица. При этом многие погибали, сражённые ударами в открытое лицо, но смертельная опасность не останавливала отчаянных честолюбцев.
А Советник продолжал подавать советы:
— Как известно, великие полководцы древности знали по имени каждого солдата. Было бы полезно, если бы вы, Ваше величество, возродили эту традицию, поднимающую боевой дух на небывалую высоту.
— Но у меня ужасная память, — развёл руками король. — Я порой забываю имена собственных министров, а их всего-то около дюжины.
— Скажу вам по секрету, Ваше величество, что вопреки легендам эти достославные вожди тоже не отличались хорошей памятью. У них были особые люди, которые и подсказывали нужные имена.
Поражённые до глубины своих огрубевших душ королевским вниманием и королевской памятью, усталые полуголодные солдаты были готовы умереть за своего монарха — столько раз, сколько он попросит.
— Веди нас в бой, великий король! — кричали они, завидев обожаемого государя. И эту возможность им немедленно предоставляли.
Война между тем затягивалась. Финансы Богатого Короля истощались, ему всё труднее было содержать свою большую армию. Он уже понял, что совершил ошибку, повысив жалованье перед войной. Благополучные времена миновали, но солдаты не желали затягивать пояса и умерить требования. И он знал, что если он задержит или попытается снизить жалованье — избалованные солдаты разбегутся или, хуже того, поднимут мятеж.
Поэтому Богатому Королю пришлось повысить налоги и занять деньги у купцов и ростовщиков. Но денег всё равно не хватало. Дороже всего обходились победы, когда надо было выплачивать дополнительные денежные подарки. Причём победой его солдаты теперь называли даже захват какой-нибудь захудалой деревушки в дремучем лесу.
Бедный Король вместо денег вручал титулы и чины. Храбрым солдатам он присваивал офицерские звания, офицеров производил в генералы, генералам вручал маршальские жезлы, а для доблестного командующего был создан почётный и доселе неизвестный чин — фельд-генералиссимуса.
Но неутомимый Советник продолжал изыскивать новые способы, поддерживающие воинственный дух. Он убедил короля перевести в гвардию полки, отличившиеся в сражениях. А чтобы прежней гвардии было не обидно, она отныне именовалась лейб-гвардией, получив из рук монарха лейб-штандарты и особые шевроны.
Министры же Богатого Короля не знали, что делать с постоянными требованиями армии повысить жалованье — то в виду суровой зимы, то из-за затянувшейся кампании. Но, получив деньги, солдаты воевали всё хуже, а многие дезертировали. Что не удивительно: кому захочется расставаться с жизнью, когда в карманах полно золота?
В конце концов, деньги у Богатого Короля кончились. Вражеская армия разбежалась. И теперь оборванные, но победоносные солдаты Бедного Короля стояли у ворот неприятельской столицы.
— Я думаю, что всех солдат надо повысить в чине! — сказал король Советнику. — Они заслужили это. И можно дать ещё по одному ордену.
Советник покачал головой.
— А вот это было бы ошибкой, Ваше величество. Есть время не платить, и есть время платить. Сейчас лучшая награда для ваших солдат — это отдать им столицу на разграбление. Трёх дней, я думаю, хватит, чтобы они восполнили недополученное.
— Слава щедрому королю! — возликовали солдаты и, смешав строй, ринулись в беззащитный город.
И сказал Советник своим ученикам:
— Как видите, в умелых руках нефинансовое стимулирование творит чудеса.
Он показал на сотни дипломов, украшающих стены зала.
— Почему я не выбрасываю эти раскрашенные грамоты, хотя и без них знаю себе цену? Потому что они подписаны могущественными людьми и это доставляет мне удовольствие.
— Однако, — добавил он, — удовольствие многократно усиливалось, когда знаки восхищения моими заслугами сопровождались денежными дарами — в размере, соответствующем восхищению.
В давно прошедшие времена жили по соседству Богатый Король и Бедный Король. Первый правил могучим и сильным государством, а другому досталась страна слабая и малонаселённая.
Так уж устроено, что сильная держава хочет стать ещё сильнее. Самый простой способ достичь этой цели — захватить земли слабого соседа. И в ожидании подходящего повода для войны Богатый Король собирал огромную армию из своих подданных и наёмных иноземцев. Понимая, что сегодняшняя щедрость — это завтрашняя победа, он платил солдатам такое хорошее жалованье, что вербовщики с трудом справлялись с наплывом рекрутов.
А у Бедного Короля было хотя и храброе, но слишком маленькое войско. Он не мог увеличить его за счёт наёмников, денег в казне едва хватало на своих. И сам король, и военачальники, и солдаты знали, что их ждёт неминуемое поражение. Как можно было устоять против армии, в которой рядовой получал жалованье капитана?
Так и не придумав предлога для нападения, Богатый Король решил обойтись без предлога. И вот под барабанный бой и грохот бесчисленных пушек неприятельское войско вторглось в чужие пределы. Как и следовало ожидать, армия Бедного Короля отступала.
В поисках выхода из отчаянного положения король обратился к знаменитому Советнику. Однако тот запросил за свои услуги такую плату, что на эти деньги можно было снарядить целый полк!
Пока Бедный Король колебался и раздумывал, враги захватили уже половину его державы. Пришлось соглашаться на условия Советника. Он незамедлительно прибыл в столицу и сразу же объявил королю:
— Не тревожьтесь, Ваше величество, я обещаю, что победа будет за вами!
— О какой победе вы говорите? — печально сказал Бедный Король. — Мы разбиты уже в трёх сражениях, в казне давно пусто, мои солдаты не получают денег, они раздеты и голодают. Я лишь жду, когда им всё это надоест и они начнут разбегаться.
— Никогда ещё деньги не делали человека храбрецом, никто не совершал подвига по той причине, что перед боем ему выдали жалованье! — горячо воскликнул Советник. — Если нет возможности платить деньгами — платите славой, почестями, наградами и чинами! Заплатите милостивым словом, прилюдной похвалой, дружеским похлопыванием по плечу, привилегией сидеть в вашем присутствии, личной аудиенцией, громким признанием заслуг и доблестей! Всё это стоит намного дешевле и ценится намного выше кошелька, который получает солдат, отстояв длинную очередь к равнодушному казначею.
Мы противопоставим вражеским деньгам боевой дух ваших воинов!
И очень скоро события доказали правоту Советника.
Враги осадили важную крепость. Она преграждала путь во внутренние части страны, поэтому её сдача была равносильна окончательному поражению в войне. Однако силы осаждающих были так велики, что гарнизон сопротивлялся только для того, чтобы выторговать более почётные условия капитуляции.
Но в самый критический момент в крепость пробрался гонец с указом Бедного Короля. Согласно указу, каждый защитник крепости награждался Большой Звездой с Крестом, рядовым солдатам даровалось личное дворянство, а командиру гарнизона гонец вручил генеральские эполеты и перстень с руки государя.
— Ура нашему королю! — закричали воспрянувшие духом солдаты и поклялись не сдаваться ни при каких обстоятельствах. Они стойко отражали натиск за натиском, а между штурмами вели приятные разговоры о том, что теперь к их жёнам положено обращаться, добавляя слово «миледи», и как в родной деревне все умрут от зависти, узнав, что их сосед и приятель — теперь дворянин и обладатель самого высшего ордена в государстве.
А тут начались осенние дожди, дороги развезло, из-за чего казначеи больше месяца не могли привезти жалованье в лагерь осаждающих. Вражеские солдаты роптали: «Как воевать с безумцами, которые не боятся смерти? Нас всех перебьют в этих бессмысленных штурмах!»
И однажды утром защитники с радостным изумлением обнаружили, что неприятель снял осаду. Эта первая победа подняла настроение в армии Бедного Короля, чего нельзя сказать о противнике.
— Солдат воодушевляется, когда видит, что король разделяет с ним риски и тяготы походной жизни, — говорил Советник. — Ваше величество, вам пора выехать на передовые позиции, тем более что сейчас там затишье.
Под восторженные крики солдат Бедный Король дважды объехал свои войска. В сияющих доспехах, на великолепном коне, король казался воплощением бога войны. Он вручил награды и собрался возвратиться в столицу, но Советник остановил его:
— Ваше величество, прежде подойдите к костру и попробуйте похлёбки из солдатского котелка.
— Но разве это можно есть? — удивлённо поднял брови король.
— Прошу вас, хотя бы одну ложку. Не ради меня, ради грядущей победы!
И мужественный поступок короля был тут же вознаграждён. Сбежавшиеся отовсюду солдаты с умилением смотрели, как государь ест из закопчённого котелка, и говорили друг другу, что с таким королём они готовы идти в огонь и в воду.
И дело не ограничивалось разговорами. Продвижение врага замедлилось, неприятельские войска всё чаще терпели неудачи, инициатива постепенно переходила к армии Бедного Короля.
Советник трудился день и ночь, придумывая новые отличия, знаки, ордена, медали, знамёна, нашивки, шевроны, канты и ранты, а также разнообразные церемонии награждения — перед сражением, после сражения и непосредственно во время сражения. В этом случае покрытого пылью и ранами солдата подводили к королю, стоящему на холме в окружении прославленных генералов, и король прижимал счастливца к своей монаршей груди. После чего он снимал с себя орденскую ленту и опоясывал ею героя.
Желая заслужить такую честь, солдаты в разгар сражения снимали шлемы или поднимали забрала, чтобы государь мог издалека увидеть их лица. При этом многие погибали, сражённые ударами в открытое лицо, но смертельная опасность не останавливала отчаянных честолюбцев.
А Советник продолжал подавать советы:
— Как известно, великие полководцы древности знали по имени каждого солдата. Было бы полезно, если бы вы, Ваше величество, возродили эту традицию, поднимающую боевой дух на небывалую высоту.
— Но у меня ужасная память, — развёл руками король. — Я порой забываю имена собственных министров, а их всего-то около дюжины.
— Скажу вам по секрету, Ваше величество, что вопреки легендам эти достославные вожди тоже не отличались хорошей памятью. У них были особые люди, которые и подсказывали нужные имена.
Поражённые до глубины своих огрубевших душ королевским вниманием и королевской памятью, усталые полуголодные солдаты были готовы умереть за своего монарха — столько раз, сколько он попросит.
— Веди нас в бой, великий король! — кричали они, завидев обожаемого государя. И эту возможность им немедленно предоставляли.
Война между тем затягивалась. Финансы Богатого Короля истощались, ему всё труднее было содержать свою большую армию. Он уже понял, что совершил ошибку, повысив жалованье перед войной. Благополучные времена миновали, но солдаты не желали затягивать пояса и умерить требования. И он знал, что если он задержит или попытается снизить жалованье — избалованные солдаты разбегутся или, хуже того, поднимут мятеж.
Поэтому Богатому Королю пришлось повысить налоги и занять деньги у купцов и ростовщиков. Но денег всё равно не хватало. Дороже всего обходились победы, когда надо было выплачивать дополнительные денежные подарки. Причём победой его солдаты теперь называли даже захват какой-нибудь захудалой деревушки в дремучем лесу.
Бедный Король вместо денег вручал титулы и чины. Храбрым солдатам он присваивал офицерские звания, офицеров производил в генералы, генералам вручал маршальские жезлы, а для доблестного командующего был создан почётный и доселе неизвестный чин — фельд-генералиссимуса.
Но неутомимый Советник продолжал изыскивать новые способы, поддерживающие воинственный дух. Он убедил короля перевести в гвардию полки, отличившиеся в сражениях. А чтобы прежней гвардии было не обидно, она отныне именовалась лейб-гвардией, получив из рук монарха лейб-штандарты и особые шевроны.
Министры же Богатого Короля не знали, что делать с постоянными требованиями армии повысить жалованье — то в виду суровой зимы, то из-за затянувшейся кампании. Но, получив деньги, солдаты воевали всё хуже, а многие дезертировали. Что не удивительно: кому захочется расставаться с жизнью, когда в карманах полно золота?
В конце концов, деньги у Богатого Короля кончились. Вражеская армия разбежалась. И теперь оборванные, но победоносные солдаты Бедного Короля стояли у ворот неприятельской столицы.
— Я думаю, что всех солдат надо повысить в чине! — сказал король Советнику. — Они заслужили это. И можно дать ещё по одному ордену.
Советник покачал головой.
— А вот это было бы ошибкой, Ваше величество. Есть время не платить, и есть время платить. Сейчас лучшая награда для ваших солдат — это отдать им столицу на разграбление. Трёх дней, я думаю, хватит, чтобы они восполнили недополученное.
— Слава щедрому королю! — возликовали солдаты и, смешав строй, ринулись в беззащитный город.
И сказал Советник своим ученикам:
— Как видите, в умелых руках нефинансовое стимулирование творит чудеса.
Он показал на сотни дипломов, украшающих стены зала.
— Почему я не выбрасываю эти раскрашенные грамоты, хотя и без них знаю себе цену? Потому что они подписаны могущественными людьми и это доставляет мне удовольствие.
— Однако, — добавил он, — удовольствие многократно усиливалось, когда знаки восхищения моими заслугами сопровождались денежными дарами — в размере, соответствующем восхищению.
Похожие посты:
Комментарии к посту
Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.