Как за деньги в суде показывали

Это история про сантала (индийская народность группы мунда) и деко (так санталы именуют индуистов). Ростовщик-деко подал на сантала в суд за долги. Сантал-то был небольшого ума: все долги свои он уж давно заплатил целиком, да только, когда он ходил долги отдавать, свидетелей с собой он не брал — вот где ему ума не хватило. Долг давно уж уплачен, а ростовщик всё к нему пристаёт:
— Мне с тебя столько вот причитается. Плати, а то в суд подам.
Много они на этот счёт разных слов друг другу сказали. Под конец ростовщик спрашивает:
— Ну ладно. Если ты со мной рассчитался, где твои свидетели? Кто видел, что ты тогда принёс мне столько, а тогда столько? Веди своих свидетелей. Я их спрошу при тебе.
Раз свидетелей не было, так санталу и спорить не о чем. Сказать ему нечего: деньги-то плачены один на один. Набрался он смелости и решил: «Ладно, он говорит, что я ему должен, хоть я ему столько денег отдал. Пускай в суд подаёт, чтоб ему пропасть. Хоть кончится наконец это поганое дело». А поля у сантала были обширные, земли хватало пахать пятью сохами. Надумал он, как было сказано, и разругался с ростовщиком в пух и прах. Вот ростовщик и подал на него в суд.
Пришла санталу повестка. Явился он в суд в назначенный день и час, но без свидетелей. А ростовщик заплатил и достал трёх свидетелей. Все им сказал, как говорить. Вы, мол, говорите про ростовщика: «Он при нас дал тому санталу столько и столько». А один из тех трёх был придурковатый. Потому ростовщик не переставал их наставлять и, как шли по дороге, всё повторял: «Говорите точно, как я сказал. Ничего другого не говорите. А я уж вас угощу и простоквашей, и рисом, и пива дам выпить». Так он их улещал всю дорогу. Ну, а санталу брать с собой было некого, он шёл один. И там, у суда, он ждал один, совсем будто потерянный.
Подходит к нему человек:
— Слушай, почтенный, ты по какому делу?
— Ростовщик на меня за долги подал в суд, — отвечает сантал. — Я ему всё заплатил, а он всё равно на меня подал в суд.
— А свидетели у тебя есть? — спрашивает тот.
— Нету, — отвечает сантал.
— Ну, тогда дай мне две рупии, — говорит тот, — и расскажи все в подробностях с самого начала, а потом веди за свидетеля — тебя оправдают вчистую.
Сантал согласился:
— Ладно, я тебе дам. Только смотри, пусть меня оправдают.
Рассказал он ему всё с самого начала. Не забыл и про свои пять сох помянуть. Выслушал тот человек всё до конца, взял у него две рупии и говорит:
— Покажи мне своего ростовщика и его свидетелей.
Сантал так и сделал.
Тогда он пошёл к тем свидетелям и принялся их расспрашивать. Назадавал им всяких смешных вопросов и повыведал, что у них на уме. Больше всего он спрашивал придурковатого. Ростовщик как увидел, что вокруг него толпа собралась, сразу подумал: «Этого свидетеля они сейчас мне испортят, это уж точно». Подошёл к нему и говорит:
— Вот что я тебе скажу. Что бы тебе люди ни говорили, ты их не слушай. Что сахиб (господин, обращение к чиновнику-европейцу) скажет, то и говори, а с другими ни с кем не разговаривай. Говори только, что сахиб скажет.
Так он опять наставлял своего придурковатого свидетеля.
Скоро дошёл черёд до их дела. Сперва судья расспросил ростовщика и сантала, потом вызвали свидетеля сантала.
Привели его к присяге, и судья спрашивает:
— Что ты знаешь насчёт слов этих двоих? Правду говори, правду; что знаешь насчёт их обстоятельств?
Тот отвечает:
— Хузур, насчёт сох я не знаю. Кому знать, из сала они у него, или из асона, или из дхао (распространённые в Индии древесные породы, идущие на различные поделки). Что пять сох он запрягает, это я знаю. А из какого дерева сохи сделаны, того я не знаю.
Как понёс он такое, его и выставили. Потом спрашивают сантала:
— Есть у тебя другие свидетели?
— Нет, других нету, — говорит он. — Этот один.
Тогда стали вызывать свидетелей ростовщика. Первых двух спросили о чём-то, а потом им и сказать больше нечего. Вызвали придурковатого. Вошёл он, встал перед судьёй, а чапраси (служитель) его к присяге приводит, говорит ему:
— Говори правду.
А тот ни слова в ответ, стоит и молчит. Опять ему то же самое:
— Говори правду.
Он всё молчит. Судья спрашивает:
— Ты что, полоумный?
А он, говорят, сразу в ответ:
— Ты что, полоумный?
Судья велит:
— Ардали (сторож или вестовой при официальной администрации), выведи его!
А тот руку протянул, как судья, и повторяет:
— Ардали, выведи его!
Ну, когда он так сказал, все, кто был в суде, расхохотались. Судья сам громче всех смеялся. Выставили их прочь и дело закрыли.
Вышли они из суда, сантал и спрашивает своего свидетеля:
— Ты о чём говорил? Я чего-то не понял.
— Ох! — тот отвечает. — Я хотел говорить об одном, а судья вдруг спросил меня совсем про другое, про сохи спросил: «Что насчёт сох знаешь?»* А ты мне про сохи ничего не сказал, из какого ты их дерева делаешь. Вот я ответил: «Из сала они, или из асона, или из дхао, я того не знаю. Знаю, что он пять сох запрягает». Вспомни, о чём мы с тобой говорили и как судья меня вдруг прервал. Я только хотел всё про дело сказать, тут меня и прочь выгнали.
А две рупии он прикарманил, негодник.
И ростовщик, говорят, тоже стал корить своего придурковатого свидетеля:
— Слушай, я тебя спрашиваю, ты почему не отвечал?
Тот говорит:
— Да ты сам мне сказал: «Что судья скажет, то и говори». Вот я и говорил точно так, как судья. Чапраси мне говорил: «Говори правду». Провалиться мне, если я ему что сказал. Чего мне его слушать? Ты сам мне утром велел ни с кем не разговаривать. А что судья говорил, то и я говорил.
Так ростовщик проиграл своё дело, и пришлось ему выслушать такое решение: «Иск отклоняется».
Вот как сантал был оправдан.
Комментарии к посту
Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.