Трапеза в присутствии Бога

Ребе Барух, маггид из Рики, был меламедом (воспитателем) в доме ребе Леви Ицхака из Бердичева. Когда пришло время возобновлять их договор, Леви Ицхак внёс в него пункт, согласно которому Баруху предоставлялось право есть с ним из одной тарелки — это была большая честь. И тот попросил дать ему время подумать.
В это время в Бердичеве гостили два прославленных мудреца — ребе Элимелех из Лизенска и его брат, ребе Зуся из Аниполя. Барух решил посоветоваться с ними, стоит ли ему есть из одной тарелки со своим наставником-ребе. Когда он приблизился к двери комнаты на чердаке, где остановились братья, то услышал, как Элимелех говорит Зусе:
— Тора учит: «И пришёл Аарон и все старейшины Израиля есть хлеба с тестем Моисеевым пред Богом». Мудрецы и знатоки Талмуда задаются вопросом, почему Тора говорит «пред Богом», когда следовало бы сказать «пред Моисеем». И они же сами отвечают на свой вопрос, утверждая, что согласно Торе всякий, кто ест вместе с мудрецами, ест пред Богом.
— И вот, брат мой, — продолжал Элимелех, — это толкование вызывает у меня кое-какие вопросы. Неужели эти мудрецы могли сомневаться в том, что они едят пред Богом? Ведь вся Вселенная полна Им, поэтому всякий, кто ест, ест «пред ним» — в его присутствии. На мой взгляд, они в действительности задаются вопросом, понимал ли сам Аарон, что он ест в присутствии Бога, или его отвлекало от этой истины то обстоятельство, что он ел в присутствии самого Моисея.
Услышав такие слова, Барух вернулся к своему ребе и с почтением отклонил его лестное предложение.
— Иногда, — сказал он, — есть в присутствии цадика (святого) неразумно.
Комментарии к посту
Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.