Девушка с веслом

Имя нарицательное для безликой, гипсовой скульптуры («гипсового соцреализма»), которыми в советское время обычно украшали парки культуры и отдыха. Поскольку чаще всего такого рода гипсовые копии делали со скульптуры русского советского скульптора Ивана Дмитриевича Шадра (1887—1941), автора известной работы Булыжник — оружие пролетариата, именно его произведению выпала «честь» дать название такого рода «искусству».
Но сам оригинал не дает Повода для иронии — это одно из лучших
произведений (1936) скульптора, который посвятил этой работе немало
сил и времени. Голову лепил три месяца, столько же времени работал
над фигурой. (Позировать обнаженной натурщица стеснялась, поэтому
на этих сеансах, чтобы ее приободрить, всегда присутствовала жена
скульптора.) В том, что забыт оригинал, но живет память о его дурных
копиях — пресловутых декоративно-парковых поделках, вины автора
нет. Хотя, возможно, их рождению невольно посодействовал сам
скульптор, подав дурно понятый пример: Иван Шадр первым установил
свою «Девушку с веслом» (8-метровая статуя из тонированного бетона)
не в зале музея, а «на улице» ~ в ЦПКиО имени Горького. Он поступил
так в соответствии со своим творческим кредо, будучи убежденным в
том, что скульптура должны выйти из закрытых «хранилищ прекрасно
го» непосредственно к зрителям, стать частью их повседневной жизни.
«Скульптура должна не экспонироваться — жить!» — говорил Иван
Шадр. И, как вспоминала его натурщица, Зоя Дмитриевна Бедринская
(по мужу — Белоручева), скульптор относился к своей готовой работе,
как к собственному ребенку, — ходил в парк смотреть ее почти каждый
день.
Впоследствии эта работа из ЦПКиО «пропала». В других парках появились поставленные на поток ее тяжеловесные копии, далекие от оригинала. Когда же мастер сам сделал повторение своей скульптуры и ее поставили в парке Луганска (тогда Ворошиловграда) на Украине, скульптор Кирилл Афанасьев в своем письме Ивану Шадру сообщал, что «ее любил весь город. Тоненькая, стройная, она стояла в парке около ивы, у водоема».
Модель, с которой делал И. Шадр свою «Девушку с веслом», также далека от традиционных представлений о советской физкультурнице. Скульптор искал натурщицу с классическими пропорциями фигуры. Нашел ее в спортивном обществе ЦСКА, где та занималась гимнастикой. Архитектор по профессии, она работала в мастерской Каро Алабяна, (автор проекта Театра Советской Армии). Позже Бедринская-Белоручева окончила Архитектурный институт, участвовала в проектировании гостиниц «Пекин» и «Россия», а также делала проект Дома правительства РСФСР (Белый дом).
Точная уменьшенная (117 х 79 х 34) копия «Девушки с веслом» хранится в Третьяковской галерее: в конце 50-х гг. по настоянию жены скульптора гипсовую работу И. Шадра мастер Владимир Лукьянов перевел в бронзу.
Комментарии к посту
Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.