Квадрат
23.11.2014, Cимволы и их значения
Квадрат, иногда называется «четырехугольником» (греч. тетрагон). Геометрический символ, выражающий ориентацию человека в пространстве и направление относительно жизненной сферы света и их сверхъестественных стражей в смысле «четырехкратного определения местоположения». Так же, как и в случае креста, в квадрате на первом месте находится желание сориентироваться в мире, кажущемся хаотическим, посредством введения направлений и координат. Квадрат охотно применяют как знак материального мира, составленного из четырех стихий, которые, в свою очередь соответствуют четырем сторонам света. Изображение трактуемой таким образом материи становится еще более убедительным, если внутрь квадрата вписать крест, в такой форме оно будет напоминать нам о кресте на могиле, об окне тюрьмы, о том, что все проходит.
Крест под квадратным камнем — символ тяжести земли, представления, что нет в мире ничего иного, кроме прихотливой игры стихий, что мир — ад, безнадежная пропасть, темница, Тартар.
Напротив, крест над квадратным камнем — символ надежды, это дерево жизни, которое пробилось из могилы, это возможность искупления, воскресения. Нередко этим знаком обозначали «философский камень», который будто бы может дарить бессмертие и вечную молодость. Квадратура несет в себе принцип упорядочивания и в дуалистической системе является противоположностью кругу, который считается верным сторонником небесных сил. Легендарная «квадратура круга» (а именно — превращение круга с помощью геометрических инструментов в равный по площади квадрат) символизирует желание свести оба элемента, «небесное» и «земное», в одну идеальную гармонию (лат. concidentia oppositorum, конциденция оппозиторум).
Многие храмы имеют в основании квадратный план и своей ступенчатой архитектурой должны соответствовать космической горе, таковы, например, сооружения храмов Ангкор в Камбодже. В сочетании с кругом квадрат нашел выражение в плане храма Неба в Пекине (Бей-джин) или в яванском Боробудуре. Таинственные города, как, например, «небесный Иерусалим» в Апокалипсисе Иоанна или «Христианополис» Й. В. Андреса (XVII в.), отражают тип идеального города, на который ориентировалось еще древнеримское градостроительство с его регулярными городскими кварталами. Оно считалось олицетворением соответствующего человеку космоса, в центре которого представляется небесный столп (мировая ось). В Древнем Китае, Персии и Месопотамии земля мыслилась квадратной, в Древней Индии она называлась «хатуранта» (четырехконечная). По древнекитайскому преданию, некогда квадрат, разделенный на девять полей, «План реки», хоту, космологический «магический квадрат» вышел из Хуанхэ. Такие квадраты в Древнем мире по разному поводу конструировались из букв и чисел, при этом гармония конечных сумм или заменяемая читаемость букв символизировали созвучие с законами архитектуры миров.
Четырехкратная ориентация картины мира находит выражение и в играх, например в древнемексиканской игре патолли или в древних как мир шахматах. Но еще отчетливее она проявляется в игре в «мельницу», поле которой состоит из трех концентрических нарисованных квадратов с соединительными перекладинами (иногда в точках углов, а обычно только в центре отдельных сторон) и встречается в виде высеченных наскальных рисунков в альпийском регионе (Австрия, Италия), во Франции, Англии (остров Мэн), на Балканах, в Афганистане (область Памира), а также на доисторической керамике (культура Виллановы и Эсты, Италия) и на беотийских фигурах идолов. В виде наскального рисунка ее находят не только на горизонтальных поверхностях, но и на отвесных стенах и поэтому в нее не всегда можно «играть». Поэтому символическая ценность, превышающая значение игровой доски, неопровержима и распознается только в связи со старыми картинами-космограммами.
Индо-буддистские символы медитации мандалы в большинстве случаев соединяют в себе круг как символ озарения (бодхи) с направлением взгляда на общину (сангха) и с квадратом в гармоничную целостную фигуру (янтра).
Крест под квадратным камнем — символ тяжести земли, представления, что нет в мире ничего иного, кроме прихотливой игры стихий, что мир — ад, безнадежная пропасть, темница, Тартар.
Напротив, крест над квадратным камнем — символ надежды, это дерево жизни, которое пробилось из могилы, это возможность искупления, воскресения. Нередко этим знаком обозначали «философский камень», который будто бы может дарить бессмертие и вечную молодость. Квадратура несет в себе принцип упорядочивания и в дуалистической системе является противоположностью кругу, который считается верным сторонником небесных сил. Легендарная «квадратура круга» (а именно — превращение круга с помощью геометрических инструментов в равный по площади квадрат) символизирует желание свести оба элемента, «небесное» и «земное», в одну идеальную гармонию (лат. concidentia oppositorum, конциденция оппозиторум).
Многие храмы имеют в основании квадратный план и своей ступенчатой архитектурой должны соответствовать космической горе, таковы, например, сооружения храмов Ангкор в Камбодже. В сочетании с кругом квадрат нашел выражение в плане храма Неба в Пекине (Бей-джин) или в яванском Боробудуре. Таинственные города, как, например, «небесный Иерусалим» в Апокалипсисе Иоанна или «Христианополис» Й. В. Андреса (XVII в.), отражают тип идеального города, на который ориентировалось еще древнеримское градостроительство с его регулярными городскими кварталами. Оно считалось олицетворением соответствующего человеку космоса, в центре которого представляется небесный столп (мировая ось). В Древнем Китае, Персии и Месопотамии земля мыслилась квадратной, в Древней Индии она называлась «хатуранта» (четырехконечная). По древнекитайскому преданию, некогда квадрат, разделенный на девять полей, «План реки», хоту, космологический «магический квадрат» вышел из Хуанхэ. Такие квадраты в Древнем мире по разному поводу конструировались из букв и чисел, при этом гармония конечных сумм или заменяемая читаемость букв символизировали созвучие с законами архитектуры миров.
Четырехкратная ориентация картины мира находит выражение и в играх, например в древнемексиканской игре патолли или в древних как мир шахматах. Но еще отчетливее она проявляется в игре в «мельницу», поле которой состоит из трех концентрических нарисованных квадратов с соединительными перекладинами (иногда в точках углов, а обычно только в центре отдельных сторон) и встречается в виде высеченных наскальных рисунков в альпийском регионе (Австрия, Италия), во Франции, Англии (остров Мэн), на Балканах, в Афганистане (область Памира), а также на доисторической керамике (культура Виллановы и Эсты, Италия) и на беотийских фигурах идолов. В виде наскального рисунка ее находят не только на горизонтальных поверхностях, но и на отвесных стенах и поэтому в нее не всегда можно «играть». Поэтому символическая ценность, превышающая значение игровой доски, неопровержима и распознается только в связи со старыми картинами-космограммами.
Индо-буддистские символы медитации мандалы в большинстве случаев соединяют в себе круг как символ озарения (бодхи) с направлением взгляда на общину (сангха) и с квадратом в гармоничную целостную фигуру (янтра).
Похожие посты:
Комментарии к посту
Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.