Дурак, шут

Образ, появляющийся во многих сказках и легендах, связан с придворными шутами (англ. «джокер») при старых дворах властителей. Шуты обладали «свободой дураков», и им разрешалось безнаказанно говорить правду, прикрытую маской шутки, сатиры и каверзы. Придворные дураки носили гротескные пестрые одежды — как, например, молодой Парсифаль — скипетр дурака и на голове колпак, снабженный бубенчиками; этот облик копируется в современных карнавальных костюмах. Образ плута в народных книгах (Уленшпигель) популярен с XVI в., и его проказы (проделки) отчасти вошли в поговорку. «Дурак» означает также «карту О» в Большом Аркане игры в Таро, где он изображался в виде странника в лохмотьях, на которого прыгает маленькая собака. Символ толкуется следующим образом: неопытность, «абсолютный дурак» на пути к мудрости; непосредственность и стихийность. По одной из иудейских легенд, рассказанной Э. Бен Горионом, один из мудрых мужей попал в нужду, так как занимался только своими книгами и пренебрегал повседневной жизнью. Он потерял разум, вел себя глупо, и король сделал его шутом. Но когда глупость покинула его голову, мудрец указал своему господину на его ограниченность, был избит и выгнан. Теперь он понял библейское изречение «немного глупости весит тяжелее знания и чести» (Kohelet, или Проповедник, 10, 1). В Средние века душевнобольные назывались «юродивыми» и должны были носить отличающие их одежды — камзол дурака и колпак с бубенчиками. Благодаря этому они пользовались свободой дурака и могли не нести ответственность за нанесенный ущерб. Выражение «водить кого-нибудь за нос» (обманывать кого-нибудь) уходит корнями в обычай связывать склонных к буйству сумасшедших. Варварское соединение понятий «дурак — душевнобольной» удалось преодолеть очень поздно, и его влияние ощущается до сих пор. Слово «шут, потешник» в немецком языке является производным от выражения «злая шутка» (нем. posse или bosse — завитушка, украшение на памятнике искусства, гротескная сопутствующая фигура) и глагола «чертить». Отсюда также производное слово «потешный» (XVI в. —«шутливый, забавный»).
Похожие посты:
Лебедь — символ чистоты, непорочности, мудрости, гордого одиночества, но также смерти (распространенный в античной традиции образ двух лебедей у кипариса, к которому прислонена лира, подчеркивает
подробнее
Комментарии к посту
Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.