Голем
11.08.2014, Cимволы и их значения
Голем — мифическая символическая фигура роботоподобного существа, которое представляет искусственно оживленную материю и может стать угрозой для своего создателя.
В то время как «монстр графа Франкенштейна» Мэри Шейли собран из частей человеческого тела, еврейская фигура Голем из саги является продуктом легендарного акта словообразования. Выражение само по себе означает примерно «бесформенный материал» или «Адам до того, как в него вдохнули душу». По каббалистической традиции великие мастера тайного учения обладали искусством придать с помощью правильного использования создающих слов человеку, сделанному из глины, некое подобие тугоумного живого существа (раввин Елезар из Вормса, но прежде всего раввин Иегуда Лев бен Бецалель, бывший в Праге современником короля Рудольфа II). Раввин Елийах из Хельма как будто создал Голема, который ему служил, однако становился все больше и опаснее, так что создатель стал его бояться. Слово, написанное на его лбу: «Эмет» («правда»), придало ему жизнь, пока раввин не убрал первую букву и оставил лишь «мет» («смерть»); Голем распался и превратился в кучу глины, но при этом успел задушить своего создателя.
Это можно рассматривать как предостережение от нерефлективного применения магических сил, которые сильнее создателя и могут стать неуправляемыми. Также могло встречаться указание на то, что при определенных мистических упражнениях медитирующий ощущает себя самого как чужую фигуру, которая его почти подавляет (как это сообщалось каббалистом Хай бен Шерира ок. 1000 г. н.э.); можно воспринять сагу как иудейское перефразирование хри-стианских легенд, вроде одной от св. Альберта Великого (Albertus Magnus, 1193—1280), который якобы построил искусственного слугу, позднее разрушенного его учеником св. Фомой Аквинским (1225—1274).
В то время как «монстр графа Франкенштейна» Мэри Шейли собран из частей человеческого тела, еврейская фигура Голем из саги является продуктом легендарного акта словообразования. Выражение само по себе означает примерно «бесформенный материал» или «Адам до того, как в него вдохнули душу». По каббалистической традиции великие мастера тайного учения обладали искусством придать с помощью правильного использования создающих слов человеку, сделанному из глины, некое подобие тугоумного живого существа (раввин Елезар из Вормса, но прежде всего раввин Иегуда Лев бен Бецалель, бывший в Праге современником короля Рудольфа II). Раввин Елийах из Хельма как будто создал Голема, который ему служил, однако становился все больше и опаснее, так что создатель стал его бояться. Слово, написанное на его лбу: «Эмет» («правда»), придало ему жизнь, пока раввин не убрал первую букву и оставил лишь «мет» («смерть»); Голем распался и превратился в кучу глины, но при этом успел задушить своего создателя.
Это можно рассматривать как предостережение от нерефлективного применения магических сил, которые сильнее создателя и могут стать неуправляемыми. Также могло встречаться указание на то, что при определенных мистических упражнениях медитирующий ощущает себя самого как чужую фигуру, которая его почти подавляет (как это сообщалось каббалистом Хай бен Шерира ок. 1000 г. н.э.); можно воспринять сагу как иудейское перефразирование хри-стианских легенд, вроде одной от св. Альберта Великого (Albertus Magnus, 1193—1280), который якобы построил искусственного слугу, позднее разрушенного его учеником св. Фомой Аквинским (1225—1274).
Похожие посты:
Комментарии к посту
Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.