Жемчужина

Жемчужина используется в символике как драгоценный камень, который благодаря своему нежно мерцающему блеску представляется «лунным» и женственным, при этом шарообразная форма считается признаком совершенства (см. Круг). Редкость безупречных жемчужин и их закрытость в прячущей их раковине сделали эту драгоценность в позднеантичной гностике символом скрытого познания и эзотерической мудрости. В христианстве жемчужина олицетворяет учение Христа. В раннехристианском тексте «Физиолога» («Physiologus») рассказывается курьез: «В море есть раковина, которая называется пурпурной. Она поднимается со дна морского... открывает свой рот и пьет небесную росу и лучи солнца, луны, звезд и так создает жемчужину из верхнего света}... Обе створки раковины сравниваются с Ветхим и Новым Заветом, жемчужина — с нашим спасителем Иисусом Христом». Другие раковины в Красном море «располагаются близко от берега, все с открытым ртом, чтобы в него попало что-нибудь съедобное... Если наступает шторм, как это там часто бывает, сила молнии проникает во внутренность раковины, та пугается и захлопывает створки. Молния у нее внутри. Она вращается вокруг глазных яблок раковины и за счет этого вращения превращает глаза в жемчужины. Опечаленная жемчужина идет ко дну, но она светится в Красном море... Божественная молния с неба вошла в совершенно чистую раковину, Божью Матерь Марию, и из нее возникла самая ценная жемчужина, как написано: «У нее есть жемчужина, Христос, родившийся из божественной молнии» (цитата по Иоанну Дамаскину, р. 675 н.э.). Прозрачно мерцающая, белая жемчужина является, так же как, например, в Древней Персии, символом девы.
Согласно Апокалипсису (Откровение Иоанна), ворота «небесного Иерусалима» состоят из жемчужин (в англоязычном пространстве «жемчужные ворота» являются синонимом ворот неба), жемчужные венцы символизируют в основной форме многообразие божественных сил. По своей символической силе выразителен гностический «Гимн о душе», приписываемый Бардесану (Bardesanes), появившийся в раннехристианский период. В нем ребенок (человек) посылается в далекий Египет, который странник разыскивает во время своего пожизненного паломничества, чтобы достать жемчужину из глубокого колодца, охраняемого драконом. Но этот человек ест обычную для Египта пищу и забывает о своем задании до тех пор, пока письмо (святое учение), принесенное орлом, не напоминает ему о задании. Теперь можно браться за дело и доставать жемчужину (озарение, познание) из колодца: «Начал я усыплять дракона, который, охраняя, с шипением обернулся вокруг колодца, я пел песни и произносил волшебные имена, звал любимого отца, мать, моего брата до тех пор, пока дракон не заснул. Тогда я похитил жемчужину и покинул чужую страну. И оставил я египтянам мое нечистое одеяние» (тело). После этого пилигрима забирают на его небесную родину и оборачивают королевской мантией (В. Шультц, 1910). В средневековом собрании новелл «Геста романорум» («Gesta Romanorum», ок. 1300) одна девушка рассказывает о том, что владеет жемчужиной (свободное волеизъявление). Пять братьев (чувства) хотели выманить у девочки жемчужину, но она отказывается поменять свое сокровище на чувственные радости. Лишь когда приходит «король», она отдает ему жемчужину и становится его супругой.
В античности жемчужина считалась символом рожденной из морской пены Афродиты (Венеры). В древнекитайском языке символов она считалась одним из «восьми сокровищ» и означала драгоценность и чистоту; слезы назывались жемчужинками, подобно европейской пословице «жемчуг означает слезы». В древние времена умершим в рот клалась жемчужина. Легендарные омолаживающие и соблазняющие жемчужины восточно-азиатских мифов и сказок, которые должны были способствовать усилению радостей любви, по существу не являются жемчужинами в нашем понимании, а описываются как белые любовные пилюли, изготовленные «алхимическим» способом. А настоящая жемчужина и в Китае символизирует «сокровище и чистоту». Здесь тоже господствовала вера в то, что раковины беременеют от грозы (грома) и затем в них при свете луны растут жемчужины. Независимо от этой поэтической выдумки, здесь уже давно, раньше, чем это было принято в Японии, жемчуг выращивался искусственным способом. Мертвым из богатых семей жемчужины клались в рот, что напоминает античный обычай «обола» для перевозчика Харона (в преисподней).
В японской традиции жемчужины тоже играли значительную роль. Они относятся к трем символам богатства (шинки саншу) вместе с мечом и зеркалом, были изготовлены богом Таманойа и имели форму глаз.
Повсеместно жемчужины, несмотря на их ассоциацию со слезами, считаются символами достоинств, которые (как говорил средневековый ученый Лонисер) «укрепляют живых духов, идущих от сердца». С. Головин (1986) цитирует поговорку восточноевропейских ювелиров, которая гласит: «Жемчужины, которым мы верим, приносят нам серебристо-лунные слезы, но слезы радости».
Похожие посты:
Для поэта жемчужина — слеза моря, для восточных народов — окаменевшая капля росы; для женщин — драгоценный овальной формы камень с перламутровым блеском, который они носят, как украшение; для химика
подробнее
Комментарии к посту
Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.