Корабль
26.12.2014, Cимволы и их значения
Корабль — символ транспортного средства, которое перевозит небесные тела, в первую очередь солнце (часто вместо телеги) по небу или мертвых в потусторонний мир. На камнях стен мегалитических гробниц неолита мы часто находим высеченные изображения судов, которые, очевидно, могут считаться только символом для переправы к Островам Обетованным (Островам Блаженных). Скандинавские наскальные рисунки бронзового века едва ли изображают реальные суда (с двойным штевнем, напоминающим сани), а представляют картины космических процессов. Раскопанные недалеко от пирамиды Гиза солнечные ладьи должны толковаться как олицетворение той лодки, которая ежедневно несет по небу солнце, а по ночам освещает царство мертвых и возвращается к исходному пункту на востоке. Повсеместно может считаться символом путешествия и также течения жизни, включая и христианские изображения. «Жизнь в этом мире подобна штормовому морю, через которое мы должны вести наше судно в гавань. Если нам удается противостоять соблазнам сирен (Одиссея), то оно приведет нас к вечной жизни» (св. Августин). Часто церковь сравнивается с кораблем, например «Ноевым ковчегом», несущим к небесной цели «церковь-корабль», башня которой представляется как мачта контр-форсы — как весла. Крест тоже толкуется то как мачта, то как якорь надежды. Сцены вокруг озера Генезарейского из Нового Завета и в связи с миссионерскими поездками апостола Павла представляют другие ассоциации.
Реальные корабли во многих культурах воспринимались как магические живые существа, на что указывают также часто встречающиеся штевни в виде головы животных (позднее фигурные украшения на носу судна). Барки с сильно изогнутым бугом строились в Древнем Египте для плавания по Нилу по технической необходимости (способ строительства из связок тростника). Но изображения таких судов в форме полумесяца могут указывать и на представления, связанные с луной: вблизи экватора серп луны часто выглядит более плоским, чем в высоких широтах.
У некоторых христианских святых корабли служат атрибутом: св. Брандан-мореход, Афанасий, Николай (святой заступник моряков), Петр, Винсент, Урсула, а также в период поздней античности почитаемая во многих римских провинциях богиня Исида.
Символическое значение придавалось водному транспортному средству и в Древнем Китае, когда, например, в III в. до н.э. Хсюн-цу сформулировал сравнение: «Властитель — лодка, народ — вода. Вода несет лодку, но вода может и опрокинуть лодку».
В море можно наблюдать мираж — блуждающий корабль — «летучий голландец», будто бы предрекающий катастрофу для увидевших его людей.
Нидерландская легенда сохранила рассказ о моряке, поклявшемся в сильную бурю обогнуть мыс, преграждавший ему путь, хотя бы ему на это потребовалась вечность. За свою гордыню он был обречен вечно носиться на корабле по бушующему морю, никогда не приставая к берегу. Легенда эта, очевидно, возникла в век великих открытий. Возможно, что исторической основой ее была экспедиция Васко да Гамы (1469— 1524), обогнувшего в 1497 г. мыс Доброй Надежды. В XVII в. эту легенду приписывали к нескольким голландским капитанам, что и отразилось в ее названии.
Реальные корабли во многих культурах воспринимались как магические живые существа, на что указывают также часто встречающиеся штевни в виде головы животных (позднее фигурные украшения на носу судна). Барки с сильно изогнутым бугом строились в Древнем Египте для плавания по Нилу по технической необходимости (способ строительства из связок тростника). Но изображения таких судов в форме полумесяца могут указывать и на представления, связанные с луной: вблизи экватора серп луны часто выглядит более плоским, чем в высоких широтах.
У некоторых христианских святых корабли служат атрибутом: св. Брандан-мореход, Афанасий, Николай (святой заступник моряков), Петр, Винсент, Урсула, а также в период поздней античности почитаемая во многих римских провинциях богиня Исида.
Символическое значение придавалось водному транспортному средству и в Древнем Китае, когда, например, в III в. до н.э. Хсюн-цу сформулировал сравнение: «Властитель — лодка, народ — вода. Вода несет лодку, но вода может и опрокинуть лодку».
В море можно наблюдать мираж — блуждающий корабль — «летучий голландец», будто бы предрекающий катастрофу для увидевших его людей.
Нидерландская легенда сохранила рассказ о моряке, поклявшемся в сильную бурю обогнуть мыс, преграждавший ему путь, хотя бы ему на это потребовалась вечность. За свою гордыню он был обречен вечно носиться на корабле по бушующему морю, никогда не приставая к берегу. Легенда эта, очевидно, возникла в век великих открытий. Возможно, что исторической основой ее была экспедиция Васко да Гамы (1469— 1524), обогнувшего в 1497 г. мыс Доброй Надежды. В XVII в. эту легенду приписывали к нескольким голландским капитанам, что и отразилось в ее названии.
Похожие посты:
Комментарии к посту
Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.