Конь, с точки зрения символики, — олицетворение мощи и жизненной силы на более высоком уровне, чем бык. Еще в пещерном искусстве ледникового периода важнейшими мотивами живописи были дикие лошади и быки. Считается, что эти оба вида животных позволяют сделать вывод о дуалистической программе доисторических художников (А. Леруа-Гуран и др.). В Восточной Европе или в Центральной Азии приручение лошади произошло лишь через тысячелетия, когда кочевые народы стали беспокоить оседлых поселенцев на берегу Средиземного моря. Первоначально Таинственный зверь часто связывался с царством мертвых (Дикая охота) и приносился в жертву умершим, но позднее из-за своей быстроты и прыгучести возвысился до символа солнца или животного в упряжке солнечной колесницы (Аполлона, Митры, огненной колесницы Илии). Часто символическое содержание оставалось двояким, о чем, например, свидетельствуют, с одной стороны, сияющая белая лошадь «Христа-триумфатора», а с другой — скакуны «апокалиптических всадников» (Откровение Иоанна). Отцы церкви приписывали коню высокомерие и похоть (он жадно ржет, когда видит женщину); одновременно он выступает в качестве символа победы (например, мученик над миром). Положительный аспект появился уже в античности в образе крылатого коня Пегаса. В сказках лошади часто выступают как ясновидящие, волшебные существа, говорящие человеческими голосами и снабжающие доверенных им людей добрыми советами. Помимо прочего, в качестве святых всадников христианской легенды выступают победитель дракона св. Георгий, делящийся своим плащом с нищим, и св. Мартин, св. Губерт и св. Евстахий. В картинах распятия лошади римлян повернутой от Христа головой указывают на неверие своих всадников.
Черепа лошадей на фронтоне домов обладают функцией амулета (отвращающей несчастье). Германские жертвоприношения лошадей с последующим поеданием мяса жертвы привели к тому, что после христианизации это стало отвергаться и до сих пор считается «антиобщественным». Наука о символах, ориентированная на психологию, видит в лошади «благородное и умное существо, становящееся при определенных ситуациях пугливым»; «оно» (сфера импульса) и «я» воспринимаются как лошадь и всадник; при нарушенной взаимосвязи появляются представления о лошадях, слепо бьющих копытами, которые тем самым могут обладать функцией, призывающей к интеграции.
Похожие посты:
Бык — во многих древних культурах символ большой настойчивости. Изображения диких быков наряду с дикими лошадьми являются важнейшим мотивом пещерных рисунков в культовых гротах эпохи палеолита (зубр
подробнее
Бык — во многих древних культурах символ большой настойчивости. Изображения диких быков наряду с дикими лошадьми являются важнейшим мотивом пещерных рисунков в культовых гротах эпохи палеолита (зубр
подробнее
Знамена и другие виды походных отличительных знаков были прежде всего стратегическим вспомогательным средством для того, чтобы издали можно было обозревать движение отдельных войсковых колонн. И лишь
подробнее
Комментарии к посту
Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.